Грязовецкий муниципальный округ
Вологодская область

Прокуратура Грязовецкого района разъясняет

Прокуратура Грязовецкого района разъясняет:
Прокуратура Грязовецкого района разъясняет.

1. О сохранении пособия по уходу за ребёнком при досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком.

Федеральным законом от 19.12.2023 № 620-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Поправками предусматривается сохранение права на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребёнком, выходит на работу (службу) из такого отпуска ранее достижения ребёнком возраста полутора лет (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы в соответствии с законодательством Российской Федерации) или в период предоставленного отпуска работает у другого работодателя, а также в случае продолжения обучения.

2. Об избирательных правах граждан.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основным нормативным актом в системе законодательства о выборах является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательные права граждан не ограничиваются только правом избирать и быть избранными в органы власти, а также включают право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

С момента назначения выборов начинается избирательная кампания, которая включается в себя ряд организационных процедур по учету избирателей, формированию их списков. В дальнейшем происходит выдвижение и регистрация кандидатов/списков кандидатов. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах является сбор определенного законом количества подписей.

С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, позволяющие им участвовать в решении острых социальных вопросов, однако кандидаты не вправе использовать преимущества своего положения. Затем проводится информирование о выборах и предвыборная агитация, и непосредственно голосование.

Каждый избиратель голосует лично. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего.

По общему правилу голосование на выборах осуществляется в помещениях для голосования. В ряде случаев граждане могут проголосовать на выборах вне помещений для голосования, например на дому, а также досрочно.

В проведении голосования граждане могут участвовать в качестве наблюдателей.

В случае, если гражданин или кандидат полагают, что их избирательные права нарушены, действующим законодательством предусмотрен внесудебный (направление обращений в вышестоящую избирательную комиссию) и судебный порядок защиты избирательных прав, который предполагает сокращенные сроки рассмотрения поданных жалоб и заявлений в зависимости от предмета жалобы и стадии избирательной кампании.

3. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

Охрана здоровья, оказание медицинской помощи являются неотъемлемыми правами граждан и охраняются государством. 

Каждый гражданин имеет:

- право на выбор врача и медицинской организации;

- право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- право на получение консультаций врачей-специалистов;

- право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или)медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

- право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- право на отказ от медицинского вмешательства;

- право на получение лечебного питания в случае нахождения пациентана лечении в стационарных условиях;

- право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

- право на возмещение вреда, причиненного здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи и др.

Кроме того, определенными специальными правами на охрану здоровья и получение медицинской помощи обладают беременные женщины и матери; несовершеннолетние; лица, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями; граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и (или) заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; лица, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работники, занятые на отдельных видах работ, военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также ряд иных категорий граждан.

Наряду с правами в сфере охраны здоровья, каждый гражданин наделяется обязанностями в данной сфере.

Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; проходить медицинские осмотры (а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, - проходить медицинское обследование и лечение, заниматься профилактикой этих заболеваний). Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

4. Ответственность за организацию и участие в несанкционированных публичных акциях.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий предусмотрен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ.

Административная ответственность организатора публичных мероприятий наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, установленных Федеральным законом, которое может выражаться в:

- необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти;

- непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона;

- непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий;

- проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении или в случае, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.

Помимо организаторов публичных мероприятий за нарушение порядка проведения публичных мероприятий к ответственности могут быть привлечены участники публичного мероприятия.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-10 ст. 20.2 КоАП РФ, влечет административное наказание в виде административного штрафа либо обязательных работ, либо административного ареста.

Нарушение установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия лицом, которое ранее более двух раз в течение ста восьмидесяти дней привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, влечет уголовную ответственность по статье 212.1 Уголовного кодекса РФ.

Совершение данного преступления наказывается штрафом в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

5. Увеличены размеры и изменен порядок предоставления социальных налоговых вычетов.

 С 1 января 2024 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28.04.2023 № 159-ФЗ в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно данным изменениям предельный размер социального налогового вычета на обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, увеличен до 110 тысяч рублей. Ранее он составлял 50 тысяч рублей.

Наряду с этим, со 120 до 150 тысяч рублей увеличен предельный размер социального налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику по затратам на свое обучение, лечение, в том числе на лечение членов своей семьи и приобретение лекарств, за исключением расходов на дорогостоящее лечение, физкультурно-оздоровительные услуги, расходам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования добровольного страхования жизни.

Изменен и порядок предоставления социальных вычетов. В налоговый орган не нужно представлять документы о расходах на обучение и медицинские услуги, если их подаст сама организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие эти услуги, и инспекция разместит документы в личном кабинете. Положения применяются к расходам, которые возникнут с 1 января 2024 года.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie